Долги абонентов превысили 20 млрд рублей

Объем просроченных платежей за телекоммуникационные услуги по итогам первого полугодия 2013 года достиг 20,4 млрд рублей. С начала года данный показатель увеличился на 10,8%. Об этом говорится в исследовании Национальной службы взыскания (НСВ), которое имеется в распоряжении Известий. По прогнозам экспертов, к концу 2013 года объем телеком-просрочки вырастет до 23,5 млрд рублей.


НСВ оценивала задолженность за мобильную и фиксированную связь, а также домашний интернет. В исследовании отмечается, что больше всего граждане задолжали за мобильную связь (17,3 млрд рублей по итогам первого полугодия). Долги за фиксированную связь (по абонентской плате за местные вызовы, за междугороднюю и международную связь, за платные вызовы) достигли 2,2 млрд рублей, за интернет - 1,1 млрд рублей.


В целом объем задолженности за телекоммуникационные услуги за первое полугодие 2013 года вырос на 2,2 млрд рублей, до 20,4 млрд. Динамика телеком-просрочки (увеличение на 10,8%) коррелирует с темпами роста самого сегмента.


По данным Росстата, рынок услуг связи России за 2012 год увеличился на 5,2% и составил 1,53 трлн рублей, наибольшая доля доходов была получена от услуг мобильной связи - 679,2 млрд. Традиционная телефония демонстрирует снижение доходов. Так, выручка операторов от услуг международной, междугородной и внутризоновой связи сократилась в 2012 году на 5,7%, до 87,6 млрд рублей. Доходы от местной телефонной связи сократились на 2,8%, до 158,5 млрд.


В обзоре компании Morga & Stout (есть в распоряжении Известий ) отмечается, что рост проблемной задолженности в телекоммуникационной отрасли обусловлен прежде всего широким распространением кредитных схем оплаты в сегменте мобильной связи.


Владельцы мобильных телефонов не желают надолго оставаться без услуг связи, поэтому должники редко пропускает несколько платежей подряд, считают в Morga & Stout. А доля нарушителей, которые, не заплатив, просто меняют номер, пока еще не так велика: от 7 до 10% от общего числа должников, указывают в компании. Помимо кредитных схем оплаты, в качестве причин роста задолженности специалисты Morga & Stout называют рост долгов за так называемые платные звонки.


К ним относятся звонки (и SMS в мобильной связи) для получения разного рода информационных и развлекательных услуг, которые тарифицируются по высоким ставкам. Задолженность за платные звонки образуется как в сегменте мобильной, так и в сегменте стационарной связи.


Cреди регионов, лидирующих по объему долга за телекоммуникационные услуги, - Центральный, Приволжский и Северо-Западный Федеральные округа (8,94 млрд, 2,84 млрд и 2,31 млрд рублей соответственно), указывают в НСВ. Наименьшая просрочка - в Северо-Кавказском округе (410 млн рублей), который традиционно лидирует по объему долгов. Например, в регионе самый большой объем долга за услуги ЖКХ на домохозяйство (5574 рубля). Он более чем вдвое превышает средний уровень по России.


Наибольшие объемы задолженности принадлежат крупнейшим регионам и городским агломерациях страны, - говорит старший вице-президент Национальной службы взыскания Сергей Шпетер. В них уровень охвата населения телекоммуникационными услугами намного выше, чем в менее населенных и развитых регионах.


По мнению Шпетера, в III квартале 2013 года не исключен рост проблемной задолженности за телекоммуникационные услуги. По мнению эксперта, он составит порядка 21,8 млрд рублей. Это связано с периодом летних отпусков, а значит, ростом расходов граждан на мобильную связь и услуги мобильного интернета в роуминге, в том числе международном, - говорит Терехова. Таким образом, рост расходов на связь может сказаться на увеличении динамики роста просроченных платежей.


Объем задолженности за телекоммуникационные услуги будет увеличиваться, - соглашается гендиректор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин. Работа с данным типом долгов интересна прежде всего крупным федеральным агентствам, специализирующимся на розничном коллекторстве, так как у них есть конвейер и инфраструктура для максимально дешевого взыскания. По словам Шпетера, средняя сумма задолженности, передаваемой в работу долговым агентствам, незначительно изменится в сторону уменьшения.


Это связано с тем, что часть операторов рынка будет передавать задолженность на более ранних сроках, говорит собеседник Известий. При обозначенной средней сумме задолженности в 700 рублей целесообразно взыскание только на ранних сроках просрочки, когда процесс возврата ограничивается телефонными переговорами с контактными должниками. В этом случае затраты взыскателя будут почти сопоставимы с суммами возврата либо несколько ниже сумм возврата. Коллекторы же, работая за процент от возврата, будут иметь минимальный доход.


При более длительных сроках возникает необходимость выезда к должнику с целью его поиска, установлению актуальных контактов, проведению переговоров.


Статьи по теме:

  1. Почему Евросеть и Связной не спешат на биржу?

    В ближайший год первичного размещения Связного и Евросети ждать не приходится. Российский рынок мобильных гаджетов и сопутствующих товаров последние годы демонстрирует двузначные темпы роста.

  2. Минсвязи: 1 декабря абонент выберет любого оператора

    В интервью телеканалу "Россия 24" министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров рассказал о мегапроекте, который реализует его ведомство.

  3. Из мобильного рабства в мобильную кабалу

    Ведь, как и в случае с крестьянской реформой 1861 года, отмена "мобильного рабства" в России XXI века означает лишь набор неких декларативных ценностей, не имеющих особого смысла без реализации ряда других прав и свобод.

Социальные закладки:

Комментарии к этой заметке больше не принимаются.


Все заметки категории «МТС»